Восемь шагов начинающего ресторатора
Вы решили открыть свой ресторан, придумали оригинальную концепцию, но не знаете с чего начать? Вы не одиноки в этом.

Если у вас нет опыта работы в ресторане, то на выяснение деталей может потребоваться много времени, подумаете вы. Не совсем так! Как и в любом другом бизнесе для открытия ресторана необходим четкий план, дорожная карта проекта, чтобы ваша идея превратилась в прибыльный бизнес.

Ниже мы рассмотрим восемь шагов, которые необходимо пройти, чтобы открыть ресторан вашей мечты.

Шаг первый: определитесь, какой ресторан вы хотите открыть

Для начала, вам нужно решить, какой ресторан вы хотите открыть: семейный ресторан с тематической кухней, пиццерия, кафе, донер, бар, столовая или кафе. На первом этапе важно иметь четкую концепцию ресторана.
Для того чтобы решение с выбором концепции не было таким сложным начните с ответов на простые вопросы:
  • что я буду готовить в своем ресторане?
  • кто моя целевая аудитория?
  • какую конкурентную нишу я хочу занять?
  • за счет чего я гарантированно должен быть лучше конкурентов?

Шаг второй: бизнес-план

После определения формата ресторана и выполнения шагов указанных выше самое время приступить к планированию. Бизнес-план - это дорожная карта реализации вашего проекта, стратегия, четкий фокус и план действий от момента запуска проекта до момента где ваш ресторан должен быть через “N” время.
От детальности проработки стратегии запуска ресторана зависит очень многое, главное успех проекта!
Проработайте название, УТП, слоган, все то что будет выделять вас на фоне конкурентов перед потенциальной целевой аудиторией.

Сформулируйте и опишите вашу целевую аудиторию, кто ваши клиенты, на которых будет работать ваш ресторан. Самый эффективный способ для этого customer journey map (CJM). Другими словами - необходимо составить карту пути клиента. Проведя такого рода аналитику вы четко поймете портрет своей целевой аудитории, их интересы и потребности, инструменты коммуникаций.

Следующим шагом проведите детальный анализ конкурентов на вашем рынке, выявите фокус группы лидеров и аутсайдеров, их сильные и слабые стороны. Изучить потребуется буквально все - вплоть до меню и работы персонала, чтобы на основе этого анализа выстроить свою концепцию.

Основной задачей этого шага является - на основе проведенных работ определить размер инвестиций, потребуется ли привлечение дополнительных средств в проект и самое главное прогнозная модель возврата инвестиций. Забегая вперед стоить сказать, если данный шаг и все указанные в этом материале рекомендации будут выполнены с должным подходом - успех гарантирован, вопрос времени.

На этом этапе также стоит проработать вопросы поставки и закупки продуктов питания, какое оборудование будет использоваться на кухне, составить примерное меню, количество сотрудников и их компетенции, ценовой сегмент мебели и элементов декора, какие инструменты маркетинга будут использоваться и какие каналы сбыта - кроме непосредственно посещения ресторана, будете ли вы использовать каналы доставки готовых блюд вашим клиентам.

Вопросу персонала и аренды уделите особое внимание. Проанализируйте трудовой рынок, уровень компетенций и заработной платы, количество сотрудников и их назначение, а в случае с арендой надо проанализировать место на основные критерии: трафик, конкурентное окружение, также в случае с трафиком надо постараться определить его соответствие вашему видению целевой аудитории.

Маркетинговый план - ваш инструмент на пути привлечения клиентов. С пониманием формата вашего ресторана, целевой аудитории, конкурентов - вы сможете и должны обязательно выработать четкий маркетинговый план, просчитать его. Это важно как для калькуляции инвестиций так и прогнозов вашей выручки. Какие каналы и в каком объеме вам потребуются, какой сайт вам нужен, бюджеты на рекламу, включая бюджеты на POSm, которые могут использоваться непосредственно в ресторане. Сразу стоит подумать над вариантами программы лояльности, чтобы ваш клиент любил ваш ресторан еще больше.

По итогу у вас должна получиться дорожная карта, с четкими и понятными цифрами инвестиций, сроков и понимание доходности проекта.

Шаг третий: создайте фирменный стиль

После того как вы определились с концепцией заведения, кухни и уникальности и придумали название настало время поработать над вашим фирменным стилем или брендом.

В понятие брендинга входит довольно много направлений, мы же остановимся на основных, которые вам потребуются:
  • логотип ресторана
  • цветовые решения
  • слоган, если он предполагается
  • шрифт
  • визуальные образы
  • и еще совсем немного, что вам точно может потребоваться чтобы создать незабываемый образ ресторана, например: сайт, униформа, вывеска, но все это делается и не стоит этого пугаться.
Этап брендинга важен, поскольку он визуально информирует о том, какой именно у вас ресторан, что в первую очередь работает на вашу целевую аудиторию. Брендинг - это сообщение целевой аудитории о том, кто вы есть на самом деле.
Допустим, вы решили открыть премиальный ресторан с изысканной кухней, но ваш фирменный стиль, вывеска, несут в себе концепцию диско бара или танцпола. Представьте каково будет удивление ваших клиентов, когда считав вывеску и не успев ознакомиться с сайтом или отзывами они зайдут в ресторан и вместо коктейлей и танцпола официантка им подаст винную карту с ценником от 15 000 рублей за бокал…
Такого рода работы лучше доверить профессионалам, компаниям которые специализируются на брендинге и построении стратегии, они точно сделают это быстрее и главное в соответствии с вашей концепцией.

Шаг четвертый: определите организационно-правовую форму

Как и в любом правовом государстве, в РФ для ведения коммерческой деятельности необходимо получить определенный правовой статус и уплачивать налоги. В зависимости от того, какую концепцию ресторана вы для себя выберете вам потребуется открыть или зарегистрировать ИП или ООО. Этот шаг надо сделать до того как вы начнете полноценно работать и осуществлять конкретные шаги в реализации проекта.

Основных форм для ресторанов две: ИП или ООО. Разница заключается лишь в том, что вы будете предлагать вашим клиентам. Например - для кофейни, ассортиментом в которой будет непосредственно сам кофе и допустим десерты - вам будет достаточно открыть ИП, а если вы остановите свой фокус на изысканном ресторане, где будет предлагаться дорогое вино или иные другие алкогольные напитки, что потребует в свою очередь получение лицензии - это потребует открыть ООО.

В текущих реалиях обе формы, даже если вы открываете ООО с несколькими учредителями не представляют из себя большой сложности. Все довольно легко открывается через государственные сервисы коммуникации с гражданами. Вы сможете бесплатно и легко заполнить все необходимые формы на сервисах, отправить документы на регистрацию в Налоговую инспекцию, получить электронную подпись, заказать печать, открыть счет (специалист банка приедет к вам в удобное место и время и проведет все необходимые действия в течение 5-10 минут). Весь процесс, если это делать без отрыва - занимает не более 1 недели. И все что вам останется это определиться с бухгалтерией и можно стартовать.

Особое внимание стоит уделить вопросу лицензирования, если к примеру вы решите открыть ресторан в карте которого будет винная карта.

В этом случае есть определенные требования для того, кто может получить такую лицензию, как писалось выше - ИП получить такую лицензию не может, для этого потребуется ООО. кроме того, необходимо будет соблюсти ряд требования:
  • уставной капитал не менее 500 000 руб (для Москвы)
  • метраж помещения не менее 50 м2
  • удаленность от школ, больниц и стадионов
  • На этом шаге, важно иметь четкое понимание по формату ресторана и предварительное понимание по вариантам локации (аренды) и метражу

Шаг пятый: подбор помещения и его оформление

Если вы должным образом проработали шаг с бизнес-планом, то на этом этапе вам останется только подобрать помещение полностью отвечающее вашей концепции.
Особое внимание уделите следующим моментам: трафик, конкурентное окружение, соответствие арендуемого помещения вашей концепции.

В качестве примеров можно привести следующие ошибки: вы открываете ресторан премиум сегмента скажем в промышленной зоне, хорошее помещение, с большими окнами на первом этаже, трафик, отсутствие конкурентов, но насколько трафик соответствует вашей картинке клиента, смогут ли люди себе позволить пообедать в вашем ресторане за бокалом вина с ценником от 5 000 рублей? Или например вы находите помещение в прекрасной локации, конкурентов вашего сегмента также нет, трафик прекрасный, но само помещение с низкими потолками и подвале с винтовой лестницей в два этажа. Конечно это лишь примеры, но к потенциальному помещению надо подойти всесторонне и самое главное “поставить” себя на место вашего клиента - вам будет удобно и приятно посетить ваш ресторан?!

Обустройство помещения. В этом вопросе лучше довериться профессионалам, если вы сами не обладаете должными компетенциями, главные факторы это время и профессионализм. В среднем дизайн-проект ресторана от 50 м2 делается в рамках одной-двух недель и вы получите все под ключ: определите с дизайнером визуальную концепцию, сформируете количество посадочных мест, проработаете зонирование, расположение помещений и залов, архитектор сделает необходимые инженерные проекты и проработает детальную смету, которую останется передать строителям и приступить к стройке.
К выбору строительной компании или бригады стоит подойти ответственно, ведь от того насколько профессиональную команду вы подберете зависит время воплощения дизайн-проекта, а ведь вы уже “живете” в нем, в этих пока еще виртуальных залах и в его интерьерах. Насколько четко и в соответствии с согласованными сроками будут проведены работы, какие гарантии вы получите после сдачи вам готового помещения, не отвалится ли у вас штукатурка или не обвалится потолок в день открытия, а ведь если такое случится, кроме ответственности перед клиентами за травмы вы просто перечеркнете историю своего ресторана.

Шаг шестой: подбор и найм персонала

Еще раз стоит упомянуть про важность шага два, если вы все детально проработали, то к моменту поиска и найма персонала у вас уже есть четкое понимание компетенций, уровня заработных плат, количества персонала, которое вам потребуется на проекте, вам останется лишь разместить соответствующие вакансии о подборе или же пригласить на собеседование сотрудников из пула подобранных ранее соискателей.
В качестве списка, кто вам точно потребуется, можно указать следующих сотрудников, но с поправкой на формат выбранной вами концепции:

В зале:
  • Администратор
  • Официанты
  • Бармен/бариста
  • Обслуживающий персонал
  • Охрана
  • Технический специалист
На кухне:
  • Шеф
  • Су-шеф
  • Повара
  • Помощники повара (например если у вас столовая, то эти сотрудники могут осуществлять выдачу клиентам готовых блюд)
На этом шаге стоит сразу продумать кто будет курировать блоки по маркетингу и работе с интернет магазином, если такое предполагается, а также вопросы юридического и финансового характера.
Уделите особое внимание компетенциям и личным характеристикам соискателей. Успех вашего проекта напрямую зависит от команды, которую вы сформируете.

Шаг седьмой: создаем меню

Это магия! То чем вы будете кормить или что предлагать вашим клиентам - это сердце вашего проекта. В кофейне - кофе, в ресторане - еда, в столовой - еда и ее разнообразие, но все равно все сводится к меню, в которое вы вкладываете сердце ресторана.Уделите этому шагу особое внимание.
Меню ресторана должно давать клиентам различные блюда, которые расскажут и о том, что представляет собой ресторан, и о том, каких гостей вы хотите кормить. Создание меню в отрыве от шеф-повара невозможно, это совместный и магический процесс. Если у вас предполагается печатное меню - проработайте его в соответствии с вашим фирменным стилем, чтобы не потерять дух ресторана и подчеркнуть его на всех носителях. Проработка меню напрямую зависит от концепции ресторана, который вы открываете, но в каждом меню можно и нужно заложить момент сезонности, например: летом - окрошка, а зимой горячие и сытные супы. Продумайте момент частой смены меню, возможно для экономии средств и времени лучшим вариантом будет реализация электронного меню, или меню доступного через QR на вашем сайте.

Шаг восьмой: продвижение ресторана

Ресторан готов, персонал обучен и готов к приему посетителей, открываем двери?!
Важно подойти к этому моменту всесторонне подготовленными. И это также должно быть проработано на шаге два - в маркетинговом плане. Но все же - ваша задача проинформировать вашу потенциальную целевую аудиторию заранее, заинтересовать ее своим рестораном.
В зависимости от выработанной маркетинговой стратегии можно предложить аудитории скидку на период открытия или иную дополнительную мотивацию.

Используйте кулинарных блоггеров, сообщества или иные каналы, актуальные для вашей целевой аудитории чтобы проинформировать о себе.
Подключите социальные сети, телеграм каналы, чтобы охватить людей в вашей локации.
Если у вашей локации есть офисные центры - проработайте возможность размещение рекламы в них о вашем ресторане.

Используйте все каналы и инфоповоды, чтобы:
  • проинформировать о себе
  • подогревать интерес
  • давать информационные поводы
  • делиться новостями
Эффективнее, если эта работа будет систематизирована и вестись по четкой дорожной карте с четкой и понятной логикой действий. Для этого необходим маркетинговый план.
Как итог - не бойтесь экспериментировать и создавать возможно лучшие проекты, которые будут удостоены высоких наград как в ресторанном бизнесе и сообществе так и у вашего основного судьи - клиента.
А если есть сомнения или необходима помощь специалистов, наша команда поможет вам сделать доходный бизнес из вашей идеи!
ЧЕРКАСОВ ФЕДОР
Продажи, стратегический менеджмент,
маркетинг, управление проектами